С приходом моды на евроремонт стала востребованная
такая услуга как продажа, монтаж и обслуживание кондиционеров. И,
несмотря на конкуренцию в этом сегменте рынка занять свою нишу будет не
сложно.
В отличие от крупных городов, где рынок достаточно насыщен и темпы роста продажи и установки кондиционеров замедляются, в регионах мода на комфортную температуру в самом разгаре.
Национальный рынок климатической техники занимает третье место в
Европе, за год у нас продается более полумиллиона кондиционеров и все
их надо устанавливать и ремонтировать.
Если вы намерены заняться продажей и
установкой кондиционеров, размеры первоначальных вложений в этот бизнес
будут зависеть от многих факторов. Придется учесть и климатические
условия в вашем регионе, и покупательную способность населения, и
ситуацию на рынке. В целом для старта нужно $50-100 тыс. Для регионов
цифры существенно ниже: $10-20 тыс.
Классификация кондиционеров.
С точки зрения стоимости, качества и надежности все кондиционеры можно условно разделить на три группы.
В первую, элитную, входят кондиционеры наиболее высокотехнологичных японских компаний.
В этом сегменте хорошо себя зарекомендовала установка кассетных кондиционеров они имеют не только отличные потребительские характеристики, но и
развитые системы самодиагностики и защиты.
Ко второй группе относятся кондиционеры среднего класса японских и европейских производителей,
имеющие довольно высокую надежность и хорошее соотношение
цена/качество. По сравнению с элитными кондиционерами, они имеют
немного меньший срок гарантии, чуть больший уровень шума и другие
незначительные отличия. Кондиционеры этой группы заметно дешевле – в
среднем от $700 до $850 за сплит мощностью 2,0 кВт. Они представляют
«эконом-класс» климатического оборудования.
В третью группу входят кондиционеры корейских, китайских и российских производителей. Эти сплит-системы самые дешевые – в среднем от $400 до $650 (при мощности 2,0 кВт).
Среди самых популярных и наиболее продаваемых «народных марок» российского рынка – кондиционеры
LG, Samsung, Rolsen, Shivaki, Hyndai, принадлежащие к третьей группе, и
системы Panasonic, Sharp, Sanyo, Toshiba, DeLonghi, Daikin, входящие в
первую и вторую группы, – для более обеспеченных и требовательных
слоев населения.
Выбор поставщиков.
Основная задача на первом этапе становления бизнеса – поиск и выбор делового партнера, у которого будет приобретаться оборудование.
Многие фирмы, занимающиеся установкой климатической техники,
предпочитают работать с одним основным поставщиком и иметь одного-двух
«про запас». «Запасные» поставщики нужны, чтобы расширять ассортимент
за счет дополнительных моделей.
Не стоит менять партнеров, чтобы выгадать
двадцать-сорок долларов. Во-первых, при большом объеме закупок в одной
оптовой фирме наверняка удастся получить заметные скидки. Во-вторых, с
постоянными клиентами поставщики работают более ответственно. Именно
они в первую очередь получают товар в разгар сезона, когда чувствуется
дефицит самого ходового оборудования.
Способы продаж кондиционеров.
Продавать климатическое оборудование можно различными способами. Самый распространенный вариант – специализированный магазин со своим небольшим демонстрационным залом. Он
подходит для тех компаний, которые рассчитывают на массовый наплыв
клиентов, главным образом розничных. Магазин создает у покупателей
ощущение солидности и доверия и дает возможность торговать по более
высоким ценам. Главные минусы – дорогая аренда и высокие затраты на
содержание штата квалифицированных продавцов. Это особенно ощутимо в
межсезонье, когда клиентов мало, а расходы остаются на прежнем уровне.
Более экономичный способ. Можно просто снять офис,
склад устроить где-то отдельно и все оставшиеся деньги вложить в
рекламу. В этом случае финансовый успех будет зависеть от грамотной
рекламной политики и от умения налаживать деловые связи. Такой способ
продаж подходит, в основном, компаниям, которые ориентируются на
крупные заказы.
Персонал.
Лицо климатической компании представляют не
только менеджеры по продажам, но и, прежде всего, профессиональные
монтажники, отвечающие за конечный результат. Поиск квалифицированных монтажников – главная проблема, с которой сталкивается любой предприниматель при создании климатической фирмы.
Правильный монтаж – это 80% успешной работы кондиционера.
Если монтажник неправильно завальцевал или не так изогнул трубку, если в
холодильный контур попала стружка, то компрессор (а это «сердце» всей
системы) выходит из строя. Опытные эксперты утверждают, что лучше вложить дополнительные средства в обучение персонала, чем доверять установку кондиционеров случайно нанятым бригадам.
Сегодня стоимость установки одной
сплит-системы составляет $180 и выше, если установка наружного блока на
стене здания ведется на большой высоте, требует от монтажника навыков
альпиниста, то стоимость работы вырастает еще на $100.
Обычно серьезные предприятия включают в стоимость монтажа минимальные гарантийные взносы.
Дополнительные услуги.
Утверждение, что климатический бизнес носит
сезонный характер относится скорее к фирмам-однодневкам, занимающимся
«летним монтажом» кондиционеров. Серьезные фирмы работают круглый год,
они предлагают клиентам (как частным лицам, так и организациям) весь
спектр климатических услуг – кондиционирование, вентиляция, отопление.
Кроме того, при установке кондиционера серьезные фирмы заключают договор о сервисном обслуживании.
Такая дополнительная услуга повышает статус компании и выделяет ее
среди конкурентов, хотя больших денег она сама по себе не приносит.
Стоимость обслуживания обычно составляет – от $30 за разовое
обслуживание одной сплит-системы в течение полугода до $20-50
ежемесячно.
|